Огромное количество крупных компаний приостановили свою деятельность и поставки в Россию. А как обстоят дела у небольших частных организаций, которые не работали с крупными производителями из Европы?
— На рынке небольших независимых оптовых компаний серьезных изменений нет. Запчасти как поступали, так и поступают, поскольку большая их часть шла из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, тех же Эмиратов. Что-то даже шло из ЮАР и Бразилии. Сложности возникли, когда резко взлетел курс доллара. Плюс был непонятная ситуация с контейнерными перевозками. Потому что сами контейнеры не доходили до России. Но у большинства компаний логистика перестроилась и уже работает в новых условиях.
Понимаете, небольшие компании очень гибкие. И когда произошел очередной, скажем так, «идеальный шторм», они начали быстро реагировать на него и перестраивать свой бизнес. Они переживают уже не первый такой кризис и знают, как реагировать на подобные ситуации. Что касается крупных официальных импортеров запчастей, то есть серьезные проблемы по конкретным брендам, которые приостановили свою деятельность в России.
А как повлиял на ситуацию отказ контейнерных перевозчиков обслуживать Россию?
— То, что контейнерные перевозчики отказались обслуживать Россию, конечно же, вызвало большие сложности. Но есть альтернативные каналы поставок, которые сейчас активно развиваются: через Турцию, Грузию или Армению.
Ограничения по грузоперевозкам очень сильно повлияли на северо-западное направление. Но наши южные порты, например Новороссийск, все еще работают. Конечно, там тоже уменьшилась перевалка грузов, но не так катастрофично.
Собственно, именно по этой причине сейчас вновь внедряются посреднические схемы через третьи страны, которые ранее были разорваны. Есть небольшие компании, которые довозят товар до территории России. Но я все же хочу уточнить, что речь идет о розничном рынке, а не о конвейерных поставках запчастей и комплектующих, которые идут на сборочные производства и на крупные сети СТО.